74 года назад: истории «Евы»

В преддверии Дня Победы, мы решили спросить подопечных «Евы», каким был этот день 74 года назад – 9мая 1945 года.

***

«Эта фотография сделана 9 мая 1945 года. Получилось так:

Я с семьей находилась в эвакуации в Норильске. В воскресенье были соревнования по легкой атлетике на стадионе, я туда пошла с подругами. Я не должна была участвовать в этих соревнованиях, но я хорошо бегала, мне очень захотелось выступить, и мне разрешили пробежать. Поэтому на мне здесь номер.

В то самое время, когда мы выступали на стадионе, по радио объявили об окончании войны. Были шум, радость.
Я не знаю как, но мою фотографию вывесили через несколько дней во Дворце спорта. Мама случайно ее увидела и забрала. С тех пор эта фотография у меня хранится».

Элеонора Наумовна Вильниц родилась в 1930 году в Ленинграде, была эвакуирована с семьей в г.Зуевка Кировской области, потом Красноярск, а затем в Норильск.

***

Любовь Береговая, Заслуженный учитель РФ:

«В Ленинград мы вернулись в мае 1944, мне еще 10 лет не было…

День, которого все ждали четыре года, был обыкновенным весенним днём. Как всегда, вовремя, поднялось солнце, и даже дул холодный весенний ветер.

Но чудо было. Люди смеялись и плакали. Почему-то никто не хотел сидеть дома, а все выбегали на улицу, обнимались, целовались совсем незнакомые…

Меня удивило, что в этот день люди готовили, ели, а когда день кончился, поздно, но легли спать.

Я все думала: вот и победа. Теперь нет войны. Теперь как до войны. И будут продавать сколько хочешь тетрадей, как раньше. Об этом рассказывала двенадцатилетняя Нина Щельнова, которая начала учиться еще до войны».

Любовь Борисовна родилась в 1934 году в Ленинграде. Во время войны была в эвакуации с детским садом в Рыбинске, а затем, уже вместе с мамой, в Башкирии. Папа погиб на фронте.

***

«Этот день запомнился в подробностях на всю жизнь. Днем, когда шла по улице, увидела толпу ребятишек, оказалось, что какой-то военный купил целый короб эскимо и раздавал его детям на улице. Я подошла поздно, мне уже не досталось. Это было страшно обидно! А вечером мы с моим братом и тетей оказались на балконе гостиницы Москва, на красной площади и с высоты наблюдали за людьми на площади. Такого количества народу я за всю мою жизнь не видела. Абсолютно все видимое пространство было заполнено людьми. Раздавались крики:  «УРА!». Звучала из разных углов музыка. Люди брались за руки и двигались как будто в хороводах. Ну, а потом был салют. Грохотало так страшно! Красота казалась потрясающая, хотя, наверное, этот салют не сравнить с нынешними».

Елене Петровне Витолиной было 8 лет, когда началась война. Горьковский автозавод бомбили еженощно. Была эвакуирована в Тюмень, а затем, к маю 1945 года, оказалась в Москве у родственников.

 

***

«9 мая я увидела, как все выскакивают из домов. Все выбегали на улицу и кричали: «Какое счастье, какое счастье!». Я не понимала, что происходит. Все обнимались и целовались. Мы тогда были в эвакуации, жили на Урале в деревянном доме.

Мама послала меня за молоком к соседке, у которой была корова. И дала мне большую банку, такую, что она не помещалась в одной руке, и я несла ее двумя руками. Но, когда я пришла к соседке, и надо было постучать в ворота, банка не удержалась, упала на камень и разбилась. От нее осталось только горлышко. И я говорю соседке: «Мама просила, чтобы Вы налили мне молока». А она спрашивает, куда же его наливать? Я говорю: «Сюда», и протягиваю горлышко от банки. Соседка засмеялась и сказала, что отнесет молоко сама.

Мама на радостях пекла блинчики. Если у меня падали крошки на пол, то я слезала со стула и собирала эти крошки».

Наталья Владимировна Ичанская родилась в Ленинграде в последние дни 1939 года:

«Я была долгожданным ребёнком, все считали, что мне нужен свежий воздух, поэтому отправили на дачу в Пушкин.

Когда в Пушкин входили немцы, мы еще были на даче. Мамин младший брат нас вывез на последнем поезде. Мама ругалась, что даже не успела взять тазик, чтобы меня мыть, а брат говорил, что если не поторопишься, то вообще не будешь никого мыть. Дома мама собрала детские вещи и на следующий день нас отправили на Урал».

***

«8 мая 1945г. Вдруг среди ночи – шум. Все вскочили, не понимая, что происходит. И вдруг слово «Победа!». Все плакали, обнимались, поздравляли друг друга. Мы – дети, повзрослевшие раньше времени, понимали, что больше не будут в нас стрелять, не будут с неба падать больше бомбы. Люди собирались группами, улыбались сквозь слезы и так всю ночь. Утром услышали официально о Победе!»

Людмиле Сухоносовой не было еще и 5 лет, когда началась война. В июне 1941 приехали на Украину к родителям отца, и вернуться уже не смогли. Отца забрали в армию.

Вот, что осталось в памяти Людмилы Самуиловны:

«Июль 1941г. армия отступает, а за ней движутся женщины с детьми. Нас с братом мама везет на тележке. Колонну бомбят, после каждого налета на дороге остаются лежать и солдаты, и мирные жители. Женщины с детьми вынуждены вернуться.

Сентябрь 1941г. Началась оккупация. Почти на глазах расстреляли дедушку и бабушку… Мы с мамой уехали в глухую деревню, чтобы не выдали нас полицаям. Оккупация продолжалась 2 года.

Август 1943 г. Немцы стали отступать, мы вернулись в поселок Зерново Сумской области. Как жили и на что жили – трудно вспомнить. Отец пропал без вести».

***

Александра Исааковна Савченко:

«В 1945 году, 9 мая, я была в интернате в Кировской области Шеболинского района, село Гастовское. В то время мне было 13,5 лет.

Это было утро, мальчишки прибежали к нам в комнату и закричали, что окончилась война и стали кидаться в нас подушками от радости. В начале июня нас стали вывозить по вызову в Ленинград».

 

 

***

«9 мая, ясный солнечный день в Ярославской области, и мы, третьеклассники, после уроков бежали сломя голову вдоль деревни Дуденево и кричали: «Победа! Победа!» Люди вокруг смотрят недоверчиво, но радостно: «Неужели и правда победа? Наконец-то!» А я думала: «Ну вот, скоро домой в Ленинград. Больше я не буду эвакуированной».

Гизелла Борисовна Богорад, родилась в 1933 году в Ленинграде. Мама работала воспитателем в детском доме. В июле 1941 года вместе с мамой и воспитанниками детского дома были эвакуированы в Ярославскую область. Папа служил на Ленинградском фронте. В 1945 году вернулись в Ленинград.

Гизелла Борисовна 57 лет проработала преподавателем английского языка в СПБГУ.

***

«В 1944-1945 г. я училась в школе г. Ижевск, а жила в доме без электричества и других благ в 15 км от Ижевска.

9 мая 1945 года рано утром я услышала весть о Победе и побежала в школу.

Через 2 дня в Ижевске состоялась грандиозная демонстрация с оркестрами, так как в городе было много оборонных предприятий.

Яркое впечатление произвели на меня важно шествующие слоны, так как в городе находился цирк Дурова.

В 1945 году мы вернулись в Ленинград. Отец умер в блокаду в марте 1942 года».

Фире Исааковне Зельманович было 10 лет, когда в августе 1941 г. их с мамой и сестрой эвакуировали из Ленинграда. До войны Фира окончила 2 класса, училась на «отлично».

***

«Когда объявили об окончании войны, все вышли на улицу, орали, кричали, плакали. Я был с товарищами со школы, это было в где-то районе 12. Несколько дней существовало настроение праздника. А после люди начали ждать близких с войны…»

Арон Зиновьевич Вильниц родился в 1930 году в Ленинграде, был эвакуирован в Омск из блокадного Ленинграда в марте 1942 года. Отец погиб на фронте летом 1943 года.

 

#9мая1945_истории_Евы

#74_года_назад

#подопечные_Евы